知不知上
07.01.2014 в 02:37
Пишет /muramasa/:лихорадки
обещал кое-кому покопать. немного о медицинских сказках)
вот они, красавицы.

так вот, 12 сестёр-лихорадок можно найти в славянской мифологии, но с вариациями, они и родственные им духи болезней встречаются в мифологии и других народов. иногда называют другое число, или может меняться состав имён, но самый часто встречаемый вариант будет примерно такой.
лихорадки (они же - лихоманки, понятно, от слов "лихо" и "радеть", или трясавицы, тоже понятно, от чего) - духи или демоны в виде страшных, больных или уродливых женщин, которые способны вселяться в человека и вызывать болезнь. про заболевшего каким-нибудь вариантом этой радости человека говорили когда-то, что лихоманка его поцеловала.
читать дальше
чаще всего упоминается 12 сестёр, имена-обозначения у которых скорее условно-функциональные, по вызываемым симптомам:
- Трясея (ещё зовут - тресучка, трясуница, потресуха, трясучка, трясца) - от глагола "трясти", соответственно. тремор, скорее всего общий по телу.
- Огнея (или - огненная) - создаёт в человеке внутренний жар ("Коего человека поймаю, тот разгорится, аки пламень в печи").
- Ледея (или - озноба, ледиха, знобея, забуха) - вызывает, соответственно, озноб. пишут, что кого она мучит, тот не может и в печи согреться.
- Гнетея (гнетница, гнетуха, гнетучка) - ложится у человека на ребра, гнетёт его утробу, лишает аппетита и производит рвоту.
- Грынуша (грудица, грудея) - ложится у сердца, причиняет хрипоту и харьканье.
- Глухея (глохня) - налегает на голову, ломит её и закладывает уши, вызывая, соответственно, у человека глухоту.
- Ломея (ломеня, ломовая, костоломка) - ломит, как пишут, в основном кости и спину.
- Пухнея (пухлея, пухлая, отекная) - пускает по всему телу отёк или опухоль.
- Желтея (желтуха, желтуница) - желтит человека, так и пишут. судя по всему, речь о нарушениях работы печени.
- Коркуша (корчея, скорчея) - сводит, то есть корчит, жилы рук и ног. вот это уже скорее судороги.
- Глядея - не даёт человеку спать, вызывает бессонницу. пишут, что вместе с ней к человеку подступают бесы и сводят его с ума.
- Огнеястра - самая старшая и опасная, которая если человека взяла, то не выживает. иногда на этом месте называют имя Невея - мертвящая. судя по всему, означает агонию.
в народных заговорах (их очень много именно от лихорадок у разных народов) их перечисляют по очереди, от самых младших и наименее опасных к самым старшим. так что порядок, в котором их упоминают различные авторы, имеет значение.
детали - и про состав, и про поведение, и про то, откуда эти духи такие берутся и как от них охраниться - могут разниться в зависимости от местности и особенностей тамошнего фольклора, климата и степени заболеваемости населения. и от времени, конечно.
о происхождении сестёр в народном фольклоре есть не очень много версий.
возможно, в народном сознании образы девиц-лихорадок в качестве воплощений болезней происходят из образов русалок-берегинь (которые тоже в части случаев откровенная нежить вроде утопленниц, как известно). отчасти через это связывают этот образ ещё с потонувшими дочерьми египетского Фараона, которые и стали после смерти первыми русалками.
есть ещё довольно расхожее мнение о том, что изначально сёстры это 12 дочерей царя Ирода - окаянные простоволосые девы, которых прокляла голова Иоанна Крестителя, отрезанная по желанию одной из них. их живьём пожрала земля, и с тех пор они вечно голодные ходят на землю мучить людей болезнями.
упоминают ещё царицу Жупелу, мать и повелительницу тех лихорадок.
в принципе, большая часть этих предположений основана на взаимодействии языческого мифа и христианского, и насколько древний образ проступает под ними - уже сложнее сказать.
чума, кстати, которая тоже была страшная простоволосая женщина и шлялась по миру в поисках кого бы заболеть, к лихорадкам не относится. образ схожий, но там немного другая песня)
отдельно радует, что некоторые исследователи связывают образ лихорадок в виде страшных женщин из ада - с образом античных Фурий или Эриний, воплощений мести и наказания за совершённые проступки. дело в том, что главной причиной того, что человека целует лихорадка, или вселяется в него, начиная мучать болезнью, часто считалось прежде всего то, что он согрешил и через это стал уязвим для нечисти.
есть мнение, что сёстры-лихорадки обитают в адских подземельях, а самая старшая и опасная и вовсе прикована к железному стулу 12 цепями.
о зимних болезнях говорится, что к зиме, на Сильвестров день - 2/15 января, мороз и холод выгоняют их на землю вместе с прочей нечистью, и они идут к людским домам за теплом и живым кем-нибудь, кого поцеловать и заразить. отсюда традиция в этот день на заре опрыскивать притолоку у дверей заговорённой водой, чтобы их в дом не пустить.
о весенних болезнях говорится, что те, наоборот, на зиму прячутся в подземных вертепах, а примерно с конца февраля вместе с весенними испарениями выбираются на землю и могут кинуться на неосторожного человека где угодно. есть примета, что опасно с конца зимы спать ранним вечером, потому что можно наспать лихорадку.
защищались от них всегда условно-символично.
профилактика такой напасти, помимо заговорённой воды и заговоров самих по себе, предполагает таскать с собой ветки или оберег в виде горькой полыни (как и от русалок), сжигание бумажек с именами лихорадок или определённым тоже заговором.
также для этого делали кукол, изображающих сестёр, чтобы те вселялись в них вместо того, чтобы вселяться в людей. куклы сжигались в соответствии с обрядом по весенним праздникам. кукол, как предполагается, следует делать из щепок или скрученных плотных рулонов белой ткани, а обвязывать и обматывать - лоскутами сношенной одежды. чем ярче и красивее, тем лучше - предполагается, что пришедшей в дом лихоманке кукла-жилище должна понравиться, чтобы та захотела в неё вселиться.
для лечения уже заболевших применялись (ну, кроме нормальных симптоматических снадобий, о которых можно отдельно потом) всё те же заговоры и куклы (конкретная, сделанная для напавшей лихорадки), а ещё интересные способы вроде "измять спину больному мялкой, которую до того ставили на куриный насест", или традиционного "пить куриный помёт и класть дохлую курицу под подушку".
подозреваю, что фетиш на курицу может быть связан с тем, что сёстрам-лихорадкам, как и всякой нечисти, приписывалось бояться колокольного звона, лая собак и петушиного крика.

куклы, вариант. самая длинная - старшая, остальные примерно в размер пальца.
связку лучше вещать возле печи, потому что один из вариантов того, как лихорадка может проникнуть в дом - через печную трубу.
интересно, что образы сестёр-лихорадок связывают с водой - болотами, озёрами, предположительно, потому что они вправду могут просиходить от русалок. много мифов описывают такую деву как длинноволосую, без пояса, одетую в белое покойничье платье, и живёт она в воде или около воды. жертвы им тоже приносились в лес или в реку.
по-хорошему, с учётом насекомых-переносчиков и прочей радости, связанной со стоячей водой и болотистой местностью, а также развивающимися в этих местах источниками всяких интересных болезней, основа этой связи может быть и вполне логичной.
в некоторых местах сестёр-лихорадок считают не уродливыми или больными, а наоборот, красивыми девами, которые заманивают народ своими чарами под болезнь. это как раз вполне сочетается с идеей о том, что лихорадка нападает на того, кто виноват в чём-то (и с точки зрения греховности, вполне конкретном чём-то).
а в некоторых - что они все традционно сплошт страшные старухи, которые могут настучать в окно клюкой и заразить того, кто откликнется.
ещё реже встречается закономерный слух о том, что лихорадка может обернуться соринкой или насекомым и попасть в пищу, от которой человек заболеет, чем положено, если не додумается выбросить из еды гадость.
а ещё о том, что иногда кто-то из них может явиться человеку в виде белой ночной бабочки, у которой крылья дрожат, как в ознобе у первой сестры.
у меня пока всё.
дополнения, поправки, прочее - приветствуются.)
ссылки:
википедия, статья про лихорадки у славян в фольклоре:
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%85%D0%BE%...(%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)
википедия про дщерей Иродовых (с вариантом последовательности имён):
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%89%D0%B5%D1%80%...
словарик с цитатами:
pagan.ru/slowar/l/lihoradki1.php
ещё любопытная статья с цитатами:
vam-zdorovie.ru/lixoradki_narodnoe_predstavleni...
статья про упоминания духов болезней у разных народов, интересна обзорными ссылками, для маньяков:
www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/143_62.htm
URL записиобещал кое-кому покопать. немного о медицинских сказках)
вот они, красавицы.

так вот, 12 сестёр-лихорадок можно найти в славянской мифологии, но с вариациями, они и родственные им духи болезней встречаются в мифологии и других народов. иногда называют другое число, или может меняться состав имён, но самый часто встречаемый вариант будет примерно такой.
лихорадки (они же - лихоманки, понятно, от слов "лихо" и "радеть", или трясавицы, тоже понятно, от чего) - духи или демоны в виде страшных, больных или уродливых женщин, которые способны вселяться в человека и вызывать болезнь. про заболевшего каким-нибудь вариантом этой радости человека говорили когда-то, что лихоманка его поцеловала.
читать дальше
кто такие.
чаще всего упоминается 12 сестёр, имена-обозначения у которых скорее условно-функциональные, по вызываемым симптомам:
- Трясея (ещё зовут - тресучка, трясуница, потресуха, трясучка, трясца) - от глагола "трясти", соответственно. тремор, скорее всего общий по телу.
- Огнея (или - огненная) - создаёт в человеке внутренний жар ("Коего человека поймаю, тот разгорится, аки пламень в печи").
- Ледея (или - озноба, ледиха, знобея, забуха) - вызывает, соответственно, озноб. пишут, что кого она мучит, тот не может и в печи согреться.
- Гнетея (гнетница, гнетуха, гнетучка) - ложится у человека на ребра, гнетёт его утробу, лишает аппетита и производит рвоту.
- Грынуша (грудица, грудея) - ложится у сердца, причиняет хрипоту и харьканье.
- Глухея (глохня) - налегает на голову, ломит её и закладывает уши, вызывая, соответственно, у человека глухоту.
- Ломея (ломеня, ломовая, костоломка) - ломит, как пишут, в основном кости и спину.
- Пухнея (пухлея, пухлая, отекная) - пускает по всему телу отёк или опухоль.
- Желтея (желтуха, желтуница) - желтит человека, так и пишут. судя по всему, речь о нарушениях работы печени.
- Коркуша (корчея, скорчея) - сводит, то есть корчит, жилы рук и ног. вот это уже скорее судороги.
- Глядея - не даёт человеку спать, вызывает бессонницу. пишут, что вместе с ней к человеку подступают бесы и сводят его с ума.
- Огнеястра - самая старшая и опасная, которая если человека взяла, то не выживает. иногда на этом месте называют имя Невея - мертвящая. судя по всему, означает агонию.
в народных заговорах (их очень много именно от лихорадок у разных народов) их перечисляют по очереди, от самых младших и наименее опасных к самым старшим. так что порядок, в котором их упоминают различные авторы, имеет значение.
детали - и про состав, и про поведение, и про то, откуда эти духи такие берутся и как от них охраниться - могут разниться в зависимости от местности и особенностей тамошнего фольклора, климата и степени заболеваемости населения. и от времени, конечно.
откуда взялись.
о происхождении сестёр в народном фольклоре есть не очень много версий.
возможно, в народном сознании образы девиц-лихорадок в качестве воплощений болезней происходят из образов русалок-берегинь (которые тоже в части случаев откровенная нежить вроде утопленниц, как известно). отчасти через это связывают этот образ ещё с потонувшими дочерьми египетского Фараона, которые и стали после смерти первыми русалками.
есть ещё довольно расхожее мнение о том, что изначально сёстры это 12 дочерей царя Ирода - окаянные простоволосые девы, которых прокляла голова Иоанна Крестителя, отрезанная по желанию одной из них. их живьём пожрала земля, и с тех пор они вечно голодные ходят на землю мучить людей болезнями.
упоминают ещё царицу Жупелу, мать и повелительницу тех лихорадок.
в принципе, большая часть этих предположений основана на взаимодействии языческого мифа и христианского, и насколько древний образ проступает под ними - уже сложнее сказать.
чума, кстати, которая тоже была страшная простоволосая женщина и шлялась по миру в поисках кого бы заболеть, к лихорадкам не относится. образ схожий, но там немного другая песня)
отдельно радует, что некоторые исследователи связывают образ лихорадок в виде страшных женщин из ада - с образом античных Фурий или Эриний, воплощений мести и наказания за совершённые проступки. дело в том, что главной причиной того, что человека целует лихорадка, или вселяется в него, начиная мучать болезнью, часто считалось прежде всего то, что он согрешил и через это стал уязвим для нечисти.
как избегать и защищаться.
есть мнение, что сёстры-лихорадки обитают в адских подземельях, а самая старшая и опасная и вовсе прикована к железному стулу 12 цепями.
о зимних болезнях говорится, что к зиме, на Сильвестров день - 2/15 января, мороз и холод выгоняют их на землю вместе с прочей нечистью, и они идут к людским домам за теплом и живым кем-нибудь, кого поцеловать и заразить. отсюда традиция в этот день на заре опрыскивать притолоку у дверей заговорённой водой, чтобы их в дом не пустить.
о весенних болезнях говорится, что те, наоборот, на зиму прячутся в подземных вертепах, а примерно с конца февраля вместе с весенними испарениями выбираются на землю и могут кинуться на неосторожного человека где угодно. есть примета, что опасно с конца зимы спать ранним вечером, потому что можно наспать лихорадку.
защищались от них всегда условно-символично.
профилактика такой напасти, помимо заговорённой воды и заговоров самих по себе, предполагает таскать с собой ветки или оберег в виде горькой полыни (как и от русалок), сжигание бумажек с именами лихорадок или определённым тоже заговором.
также для этого делали кукол, изображающих сестёр, чтобы те вселялись в них вместо того, чтобы вселяться в людей. куклы сжигались в соответствии с обрядом по весенним праздникам. кукол, как предполагается, следует делать из щепок или скрученных плотных рулонов белой ткани, а обвязывать и обматывать - лоскутами сношенной одежды. чем ярче и красивее, тем лучше - предполагается, что пришедшей в дом лихоманке кукла-жилище должна понравиться, чтобы та захотела в неё вселиться.
для лечения уже заболевших применялись (ну, кроме нормальных симптоматических снадобий, о которых можно отдельно потом) всё те же заговоры и куклы (конкретная, сделанная для напавшей лихорадки), а ещё интересные способы вроде "измять спину больному мялкой, которую до того ставили на куриный насест", или традиционного "пить куриный помёт и класть дохлую курицу под подушку".
подозреваю, что фетиш на курицу может быть связан с тем, что сёстрам-лихорадкам, как и всякой нечисти, приписывалось бояться колокольного звона, лая собак и петушиного крика.


куклы, вариант. самая длинная - старшая, остальные примерно в размер пальца.
связку лучше вещать возле печи, потому что один из вариантов того, как лихорадка может проникнуть в дом - через печную трубу.
и ещё немного про так.)
интересно, что образы сестёр-лихорадок связывают с водой - болотами, озёрами, предположительно, потому что они вправду могут просиходить от русалок. много мифов описывают такую деву как длинноволосую, без пояса, одетую в белое покойничье платье, и живёт она в воде или около воды. жертвы им тоже приносились в лес или в реку.
по-хорошему, с учётом насекомых-переносчиков и прочей радости, связанной со стоячей водой и болотистой местностью, а также развивающимися в этих местах источниками всяких интересных болезней, основа этой связи может быть и вполне логичной.
в некоторых местах сестёр-лихорадок считают не уродливыми или больными, а наоборот, красивыми девами, которые заманивают народ своими чарами под болезнь. это как раз вполне сочетается с идеей о том, что лихорадка нападает на того, кто виноват в чём-то (и с точки зрения греховности, вполне конкретном чём-то).
а в некоторых - что они все традционно сплошт страшные старухи, которые могут настучать в окно клюкой и заразить того, кто откликнется.
ещё реже встречается закономерный слух о том, что лихорадка может обернуться соринкой или насекомым и попасть в пищу, от которой человек заболеет, чем положено, если не додумается выбросить из еды гадость.
а ещё о том, что иногда кто-то из них может явиться человеку в виде белой ночной бабочки, у которой крылья дрожат, как в ознобе у первой сестры.
у меня пока всё.
дополнения, поправки, прочее - приветствуются.)
ссылки:
википедия, статья про лихорадки у славян в фольклоре:
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%85%D0%BE%...(%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)
википедия про дщерей Иродовых (с вариантом последовательности имён):
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%89%D0%B5%D1%80%...
словарик с цитатами:
pagan.ru/slowar/l/lihoradki1.php
ещё любопытная статья с цитатами:
vam-zdorovie.ru/lixoradki_narodnoe_predstavleni...
статья про упоминания духов болезней у разных народов, интересна обзорными ссылками, для маньяков:
www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/143_62.htm